Осталась Кутья После Поминок Что С Ней Делать

Как готовить кутью правильно и по какому поводу

Что такое кутья? Многие очень любят это блюдо за сладкий вкус, некоторым оно не нравится, и такие люди предпочитают его есть по необходимости из-за традиций. Воможно, оно просто было приготовлено неправильно. Но наши рецепты вам непременно понравятся.

Что же такое кутья? Это блюдо православной кухни, которое является символом веры живых людей в царство небесное и в загробную жизнь. Традиционно наши бабушки готовили это блюдо из злаков — пшеницы или риса, а также добавляли в него мед, орехи или изюм. Так мы готовим его и сейчас.

Почему готовят кутью на поминки? Каждый отдельно взятый из рецепта продукт что-либо да символизирует. Например, зерно обозначает воскресшую жизнь, мед издревле считался символом благополучия, процветания и богатства, мак символизирует финансовое благополучие и изобилие.

Что еще нужно знать о кутье

Прежде чем узнать, как готовить кутью, давайте разберемся, что представляет собой это блюдо. Обычно хозяин жилища в канун праздников брал тарелку, в которую накладывалась кутья, обходил ровно трижды по периметру своего дома и выкидывал несколько ложек блюда через окно или дверь. Это символизировало угощение для духов. Затем семья читала различные молитвы и начинала приниматься за трапезу именно с этого блюда.

Готовим блюдо по древним традициям из риса

Как готовить кутью на Рождество? Сейчас некоторые продолжают делать ее на указанный праздник, хотя все больше она стала применяться только на поминках. В зависимости от того, сколько будет жидкости, получается или рассыпчатая, или полужидкая кутья. Приготовленная из риса, она получается нежной, что прекрасно подойдет для потчевания маленьких детишек.

Традиционный вариант

Что необходимо: пропаренный рис, два вида изюма — светлый и темный, мак, курага, мед, орешки любого вида.

Технология приготовления: вымойте изюм и курагу под проточной водой, залейте кипятком для разбухания и оставьте настаиваться полчаса. Высыпьте на раскаленную сковороду орешки и жарьте их, перемешивая, 3 минуты. После того как орехи остынут, мелко порубите их ножом. В мак следует влить немного воды и оставить на полчаса. Курагу и изюм извлеките из воды, просушите и порежьте полосками. Изюм резать не нужно. Слейте жидкость с мака, теперь растолките в посудине или ступке, пока не выделится белого цвета сок, при этом не забывайте подливать воду. Отварите рис до готового состояния, как указано в упаковке.

Теперь нужно соединить все вместе — рис, сухофрукты, орешки, мак и мед. Рождественская кутья готова!

Как можно приготовить из пшеницы

Вы уже узнали о том, как правильно готовить кутью из риса. Давайте попробуем теперь блюдо из пшеницы.

Вам понадобятся такие ингредиенты: стакан пшеничной крупы, 100 грамм мака, 100 грамм грецких орехов, столько же изюма, 2 столовые ложки меда (можно меньше, чтобы кутья не была сильно сладкой).

Сварите до готовности пшеничную кашу (на стакан пшеничной крупы возьмите 2 стакана воды). Мак следует проварить около 10 минут, процедить и растолочь в ступке. Поджарьте на горячей сковороде орехи, растолките. Обдайте кипятком изюм и тщательно переберите. Все ингредиенты смешайте с медом, разложите по красивы вазочкам и поставьте в самый центр стола.

Рецепт блюда из риса с маком. Способ второй

Как готовить кутью из риса с маком? Вам необходимо взять 1 стакан риса, 100 грамм мака, 100 грамм различных орешков, 3 столовые ложки меда, немного сахара.

Теперь готовим само блюдо: залейте рис 1,5 стак. кипятка. Затем накройте его крышкой довольно плотно и поставьте на сильный огонь вариться. Достаточно всего лишь трех минут. Если боитесь, что подгорит, варите 6 минут на среднем огне. Уберите пламя, и пусть ваш рис доготавливается в кастрюле с плотно накрытой крышкой 12 минут. Добавьте остальные ингредиенты.

Приготовление взвара

Как готовить кутью из риса с маком, вы узнали. Ну а что же за праздничный стол без взвара?

Вам понадобится 100 г сухофруктов и ягод, 100 г груш, 100 г яблок, 100 г вишен, 50 г слив, изюм — 2/3 стакана, 1 килограмм сахара или меда.

Теперь готовим: переберите сухофрукты, промойте их хорошенько, уложите в кастрюлю и залейте водой. Следует варить и при этом учитывать срок, за который приготовится тот или иной ингредиент. Для этого сначала положите в кастрюлю груши и яблоки, потом следует выложить сливы, вишни, в конце изюм. Все доводится до кипения. Сливаем отвар, процеживаем его от мякоти. Теперь нужно в нем растворить сахар и мед, залить этим фрукты, а потом все вместе довести до кипения. Поставьте взвар в холодное место, пусть он настаивается в течение шести часов.

Взвар к кутье. Второй рецепт

После того как вы узнали, как готовить кутью, и приготовили ее, сделайте взвар. Вот второй рецепт:

Вам понадобится рис (1/3 стакана), по 5 штук сушеных яблок и груш, стакан сахара, стакан чернослива и столько же красного вина.

Технология приготовления: рис нужно отварить в большом количестве воды, после этого он откидывается на сито и промывается холодной и кипяченой водой. Теперь заливаются водой промытые сухофрукты, кладется 1/2 стакана сахара и варится до состояния готовности. Сливается отвар, добавляется сахар, варится сироп густой консистенции. Этими сиропом мы заливаем рис, добавляем половину взятого вина, перемешиваем. Форму теперь нужно смочить водой, посыпать сахаром и сложить фрукты слоями, потом рис и снова фрукты. Во время подачи переверните форму, уложите на блюдо взвар, полейте остатками вина.

Готовим блюдо на поминки

Давайте теперь узнаем, как готовить кутью на поминки. Необходимые ингредиенты: хватит двух стаканов воды, около стакана риса, немного изюма (любое количество по вкусу), сахар (можно заменить медом), соль и конфеты из мармелада по вкусу.

Готовить поминальную кутью довольно легко, если вы знаете, как сварить рис. Его нужно промыть в холодной воде, добавить сахар, соль и мед. Далее следует промыть изюм тщательно. Заливаем его кипятком и оставляем в таком виде на 10 минут. После того как изюм настоится, просушите его или обсушите при помощи полотенца, добавьте к рису. Эта кутья выкладывается на тарелку в виде горки, сверху украшается мармеладными конфетами.

Приготовление кутьи на похороны

Теперь давайте узнаем о том, как готовить кутью на похороны. Блюдо рассчитано на двух человек, но вы можете приготовить и больше, просто увеличив пропорции. Вам понадобится пшеничная крупа (хватит двух стаканов), в 2 раза меньше мака, 100 грамм меда или сахара, соль по вкусу.

Тщательно переберите пшеничную крупу, удалите мусор. После этого она промывается в нескольких водах до прозрачности. Доводим жидкость до кипения, а после всыпаем туда пшеничную крупу. Далее откиньте готовую кашу на ситечко, чтобы стекла лишняя жидкость, еще раз облейте холодной водой. Теперь сложите готовую крупу в кастрюлю, но лучше, конечно, взять традиционный глиняный горшочек. Заливаем водой, даем закипеть, закрываем крышкой поплотнее. После этого помещаем в духовку и ждем, пока каша дойдет до готовности.

Далее нужно промыть стакан мака холодной водой, обдать его кипятком, после этого холодной водой. Помещаем в ступку и толчем до белого цвета, пока не выделится маковое молочко. Теперь уже можно добавить туда сахар или мед как его заменитель, а также немножко соли. Вот такую полученную массу необходимо смешать с пшеничной кашей. Вам не понравилось, что кутья густая? Не беда! Влейте остывший отвар после приготовления пшеницы, и каша снова станет полужидкой.

Технология приготовления: рис нужно отварить в большом количестве воды, после этого он откидывается на сито и промывается холодной и кипяченой водой. Теперь заливаются водой промытые сухофрукты, кладется 1/2 стакана сахара и варится до состояния готовности. Сливается отвар, добавляется сахар, варится сироп густой консистенции. Этими сиропом мы заливаем рис, добавляем половину взятого вина, перемешиваем. Форму теперь нужно смочить водой, посыпать сахаром и сложить фрукты слоями, потом рис и снова фрукты. Во время подачи переверните форму, уложите на блюдо взвар, полейте остатками вина.

MasterRitual.ru

Информационный портал о похоронах и ритуалах

Меню для поминок на 40 дней

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.

Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.
Интересное:  Сколько Хранится Курица После Разморозки В Холодильнике

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

Кутья — что это такое, пошаговые рецепты приготовления рождественского и поминального блюда с фото

У славянских народов, исповедующих православие, в дни поминовения усопших и в сочельник принято готовить рассыпчатую кашу. Называется такое ритуальное блюдо кутьей. Сделать ее сможет каждая хозяйка, поскольку каша имеет очень простую технологию приготовления. Основу составляют злаки (пшеница, овес, перловка или рис), в качестве добавок можно использовать мед, сухофрукты, мак и другие продукты. Разнообразие рецептов поможет подобрать ритуальное блюдо по случаю и вкусу.

Что такое кутья

Поминальный или рождественский стол предполагает наличие нескольких традиционных блюд. Кутья – это каша, приготовить которую можно из пшеницы, овса, ячменя или риса. По традиции в блюдо добавляют мед и изюм. Зерна являются символом воскресенья, а сладкие добавки – духовных благ вечной жизни. Готовят кашу не только на поминальные обеды, но и на Рождество, Крещение, Новый год.

При этом в сочельник полагается есть бедную кутью, содержащую только крупу, мед, изюм и другие сухофрукты. Такая традиция объясняется тем, что день перед Рождеством входит в период поста. На Новый год разрешено готовить богатую кутью. Свое название блюдо получило, поскольку его можно разнообразить добавлением жиров животного происхождения: сливок, молока, сливочного масла.

Как приготовить

Блюдо относится к ритуальным, поэтому его приготовление сопровождается рядом правил. Рекомендуется соблюдать следующие условия:

  1. Крупяные зерна обязательно должны быть цельными, не развариваться.
  2. Чтобы наступающий год был изобильным, рекомендуется добавлять к каше кусочки мармелада, цукаты, сливки, орехи, варенье.
  3. Если вы хотите получить более нежную кутью, ускорить время ее приготовления, можно отступить от традиции, сварив ее из зерен риса.
  4. Крупу для такой каши нужно тщательно промывать и замачивать в воде на несколько часов. При использовании риса процесс можно сократить.
  5. Чтобы получить полужидкий продукт, сахар или мед необходимо предварительно растворить в воде или сделать узвар, затем залить сиропом крупу.
  6. Ритуальная каша должна не только насыщать организм сложными углеводами и другими питательными элементами, иметь приятный вкус, но и красиво выглядеть, поэтому при подаче блюдо посыпают орехами, сухофруктами, цукатами.
  7. По традиции ритуальный продукт обязательно должен освящаться. Если сделать это в церкви нет возможности, сбрызните кашу святой водой.

Рецепт кутьи

По традиции основу блюда составляет пшеница, но разрешено использовать и другие виды крупы (рис, овес, перловку). Разнообразить продукт можно добавлением фруктов, чернослива, изюма, кураги, орехов. В пост, чтобы сделать кашу сладкой, рекомендуется класть мед, в другие дни можно посыпать сахаром. В качестве заправки к постной кутье используют ореховое или маковое молоко, богатую разрешено заливать сливками, вареньем, сиропом.

Поминальная

  • Время: 2 часа.
  • Количество порций: 3-4 персоны.
  • Калорийность блюда: 162 ккал.
  • Предназначение: поминальный стол.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

Кутья на поминки является традиционным блюдом. Готовить ее не составит труда, поскольку процесс представляет собой подготовку ингредиентов, отваривание крупы и смешивание основы с добавками. Такая каша получается очень вкусной и сытной. Для увеличения скорости приготовления перловку рекомендуется заменить длиннозерным рисом. Подавать продукт необходимо в охлажденном виде, можно с хлебом.

  • чернослив – 100 г;
  • сахарный песок – по вкусу;
  • крупа перловая цельная – 0,2 кг;
  • масло постное – 30 мл;
  • изюм белый – 50 г;
  • мак – 100 г;
  • мед – по вкусу;
  • орехи (миндаль) – 50 г.

  1. Перловую крупу тщательно промойте. Залейте зерна чистой холодной водой и оставьте на ночь для замачивания. Подготовленную перловку снова промойте, переложите в кастрюлю, влейте постное масло.
  2. Добавьте к крупе 2 ст. воды, посолите, поставьте варить примерно на 1 час до получения мягкости. Во время приготовления с каши следует снимать пену.
  3. Хорошо промойте орехи и сухофрукты. Изюм, мак и чернослив распределите по отдельным емкостям, залейте кипятком, оставьте замачиваться на 60 минут. С миндаля необходимо снять кожицу. Для этого орехи следует замочить на 10 минут. Подготовленный продукт поместите на сковороду без масла, немного обсушите.
  4. Слейте воду с мака, зернышки растолките, используя ступку. Удалите жидкость из емкостей с сухофруктами, выложите изюм и чернослив на бумажные полотенца, обсушите. Нарежьте подготовленные компоненты полосками небольшого размера.
  5. Выложите сухофрукты, миндаль и мак к перловой кутье, добавьте мед и сахар. Хорошо перемешайте все ингредиенты. Подавать кутью требуется охлажденной.

Поминальная с изюмом в мультиварке

  • Время: 2 часа.
  • Количество порций: 5-6 персон.
  • Калорийность блюда: 162 ккал.
  • Предназначение: на поминальный стол.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

Процесс приготовления поминальной кутьи в мультиварке не вызовет трудностей даже у начинающей хозяйки. При использовании этого кухонного аппарата замачивать пшеницу не нужно, потребуется только тщательно ее промыть. В мультиварке зерна хорошо распарятся за отведенное на приготовление время. Каша получится рассыпчатой, сытной и вкусной. Украсить ее можно маком, орехами и мелкими конфетами.

  • мед – 500 г;
  • зерна пшеницы – 0,5 кг;
  • изюм – 0,2 кг;
  • вода – 2 л;
  • орехи грецкие – 100 г;
  • мак – 100 г.
Интересное:  При какой температуре замерзают грибы в лесу

  1. Пшеницу необходимо тщательно перебрать. Промойте зерна под струей воды прохладной температуры. Поместите крупу в чашу мультиварки. Залейте зерна водой, предварительно очищенной фильтром.
  2. Установите на кухонном приборе режим «Варка», отметьте на таймере полчаса. После звукового сигнала оставьте кашу на опции «Подогрев» еще на 60 минут, пока продукт не станет мягким. Готовую пшеницу поместите в сито и снова промойте под холодной струей.
  3. Изюм и мак разложите по отдельным глубоким емкостям, замочите в кипятке на 60 минут. Орехи измельчите.
  4. Пшеничную кашу выложите в глубокую миску. Сверху поместите орехи, изюм.
  5. Маковые зерна следует смешать с половиной указанного количества меда, перемолоть в блендере в течение 2 минут. Полученную массу добавьте к каше.
  6. Вылейте оставшийся мед, хорошо перемешайте все компоненты. Добавьте немного теплой воды, чтобы каша приобрела клейкую консистенцию. Подается поминальная кутья охлажденной.

Рождественская

  • Время: 2-3 часа.
  • Количество порций: 3-4 персоны.
  • Калорийность блюда: 180 ккал.
  • Предназначение: постный стол.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. Постный рецепт предполагает добавление мака, изюма и орехов. Если вы хотите сделать богатую рождественскую кутью, можете добавить сливочного масла или молока. При подаче на праздничный стол украсьте блюдо разноцветными цукатами, кусочками мармелада и мелкими леденцами.

  • мед – 80 г;
  • соль – 1 щепотка;
  • орехи грецкие – 0,1 кг;
  • масло растительное – 30 мл;
  • мак – 125 г;
  • сухофрукты – 0,2 кг;
  • пшеница – 1 ст.;
  • изюм – 0,1 кг;
  • вода – 2 л.

  1. Пшеницу необходимо перебрать и хорошо промыть, затем замочить на пару часов. Подготовленные зерна поместите в казан, посолите, залейте водой. Добавьте в блюдо растительное масло. Варить кашу требуется около 2 часов.
  2. Вскипятите воду, замочите в ней мак примерно на 60 минут. Откиньте зернышки на сито, дайте жидкости стечь. Мак перемелите с помощью блендера до белого цвета.
  3. Изюм залейте кипятком на 20 минут. Слейте воду, обсушите ягоды, разложив их на салфетке.
  4. Любые сухофрукты тщательно промойте, поместите в сотейник, добавьте 400 мл воды. Поставьте посуду на небольшой огонь. Когда вода закипит, готовьте узвар около 10 минут. Остудите массу до теплой температуры. Жидкость слейте в отдельную емкость, добавьте мед, размешивайте, пока сладость не растворится.
  5. Готовую пшеницу поместите внутрь глубокой миски, дождитесь остывания. Орехи необходимо измельчить, немного обжарить, добавить в кутью.
  6. К каше подмешайте измельченные вареные сухофрукты, протертый мак.
  7. Кутью с добавками переложите в узвар с медом. Хорошо смешайте все ингредиенты. При подаче украсьте блюдо цукатами и орехами.

Из риса с изюмом и орехами

  • Время: 2,5 часа.
  • Количество порций: 3-4 персоны.
  • Калорийность блюда: 165 ккал.
  • Предназначение: постный стол.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

Кутья из риса отличается легкостью и быстротой приготовления. Из длиннозерной крупы выходит рассыпчатая, нежная и питательная каша. Рис хорошо проваривается, поэтому его не нужно замачивать перед варкой. Добавление в кутью орехов разного вида и изюма поможет сделать блюдо ароматным и вкусным. Для заправки каши используйте жидкий мед или сахарный сироп.

  • мед жидкий – 100 г;
  • мак – 170 г;
  • миндаль – 75 г;
  • фундук – 75 г;
  • изюм – 170 г;
  • крупа рисовая длиннозернистая – 0,3 кг;
  • орехи грецкие – 75 г.

  1. На первом этапе необходимо получить рассыпчатую кашу. Для этого рис тщательно промойте и отварите по инструкции на упаковке до мягкого состояния.
  2. Грецкие орехи высыпьте на сухую сковороду, немного обжарьте. Снимите с плодов кожуру, поломайте на несколько частей.
  3. Мак залейте кипятком, оставьте замачиваться на 30 минут. Затем слейте воду, пропустите зернышки через мясорубку дважды (можете воспользоваться блендером).
  4. Запарьте кипятком изюм на полчаса, слейте воду, плоды просушите на бумажных полотенцах.
  5. Соедините рисовую кашу с орехами, маком. Добавьте к блюду изюм. Мед растворите в стакане теплой воды, залейте полученной заправкой кутью. Перемешайте все компоненты, выложите блюдо на глубокую тарелку. Для украшения используйте орехи.

С изюмом из перловки

  • Время: 1,5 часа.
  • Количество порций: 3-4 персоны.
  • Калорийность блюда: 162 ккал.
  • Предназначение: в пост.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

Перловая крупа обладает множеством полезных свойств, при этом ее не потребуется долго замачивать, что сократит время приготовления кутьи. Необходимое количество сахара можете подбирать по своему вкусу, чтобы блюдо не получилось слишком приторным. Изюм обязательно замочите в кипятке, чтобы он стал мягким и сочным. При подаче украсьте кашу кусочками яблока, вишни или груши.

  • орехи грецкие – 1/3 ст.;
  • сахар-песок – 30 г;
  • изюм – 1/3 ст.;
  • перловка – 1 ст.;
  • мак – 1/3 ст.;
  • мед – 30 г.

  1. Возьмите необходимое количество перловки, промойте, замочите в кипятке на 10 минут. Кастрюлю с крупой поставьте на огонь, варите, пока зерна не станут мягкими.
  2. Промойте, запарьте горячей водой изюм. Оставьте его на 25 минут. Мак измельчите с помощью кофемолки.
  3. Сваренную перловку поместите в глубокую тарелку, добавьте к каше мед и сахар. Смешивайте блюдо до полного растворения сладких компонентов.
  4. Орехи растолките с использованием скалки. С изюма требуется слить воду, отжать. Добавьте орехи, мак и сушеные ягоды, перемешайте.

Богатая кутья

  • Время: 2,5 часа.
  • Количество порций: 3-4 персоны.
  • Калорийность блюда: 175 ккал.
  • Предназначение: на рождественский, новогодний стол.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

Богатую кутью разрешено подавать на праздничный стол в дни, которые не входят в период поста. В такое блюдо, помимо компонентов, указанных по рецепту, можно добавлять сливочное масло, молоко и сливки. Пшеничные зерна разрешено заменять длиннозерным рисом. Чтобы блюдо красиво выглядело, при подаче его можно посыпать измельченными орехами, конфетами, цукатами, кусочками мармелада.

  • чернослив – 70 г;
  • изюм – 150 г;
  • мед – 100 г;
  • курага – 100 г;
  • сахар – 50 г;
  • мак – 120 г;
  • пшеница – 0,2 кг.

  1. Пшеницу промойте, используя струю холодной воды. Выложите внутрь чаши мультиварки. Установите на аппарате режим «Каша» на 40 минут. После звукового сигнала выложите кутью в отдельную емкость.
  2. Поместите курагу и чернослив внутрь мультиварки, влейте 0,3 л воды. Готовить узвар требуется, установив режим «Суп», 20 минут.
  3. Готовую жидкость процедите, фрукты отложите. К узвару добавьте мед.
  4. Изюм необходимо перебрать, хорошо промыть, запарить кипятком и дать постоять 15 минут.
  5. Мак залейте водой, чтобы жидкость полностью покрыла зерна, поставьте на огонь. Варите 10-15 минут, периодически помешивая. Когда мак будет готов, слейте жидкость через сито, зерна промойте холодной водой, измельчите блендером с сахаром.
  6. Вареную курагу и чернослив нарежьте небольшими кусочками. Добавьте сухофрукты и мак к кутье, залейте узваром.

Советы и хитрости

Готовить кутью легко, но обрядовое блюдо должно соответствовать определенным канонам, получиться вкусным и красивым. Чтобы сделать его по правилам, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Кутья должна получиться рассыпчатой, поэтому выбирайте для ее приготовления шлифованный дилиннозернистый рис.
  2. При варке крупы налейте немного меньше жидкости, чем требует рецепт. В процессе приготовления снимите пробу. Если середина зерна покажется сырой, добавьте небольшое количество воды.
  3. Для придания сочности и мягкости изюму ягодки следует обязательно замачивать, используя кипяток.
  4. Приготовление кутьи требует использования жидкого меда. Если ваш засахарился, растопите сладость на водяной бане.
  5. Чтобы избежать пригорания крупы, рекомендуется использовать для варки посуду с толстым дном.
  6. Кутья не предназначена для долгого хранения, поскольку содержит мед. Продукт пчеловодства обладает способностью к брожению. Не рекомендуется по этой причине класть свежие, необработанные фрукты, их лучше использовать для украшения при подаче.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Процесс приготовления поминальной кутьи в мультиварке не вызовет трудностей даже у начинающей хозяйки. При использовании этого кухонного аппарата замачивать пшеницу не нужно, потребуется только тщательно ее промыть. В мультиварке зерна хорошо распарятся за отведенное на приготовление время. Каша получится рассыпчатой, сытной и вкусной. Украсить ее можно маком, орехами и мелкими конфетами.

Кутья – обрядовое блюдо; его готовят в Рождественский Сочельник, на Крещение и для поминовения усопших. Кутья технологически проста, да и сложных ингредиентов не требует.

Продукты для кутьи — обдирное зерно: пшеница, ячмень, рис, и сладкие добавки: раньше сыть — мед с водой, а сегодня цукаты, орехи, изюм и мед.

Блюдо имеет языческие корни. Поминальную кутью ставили на стол как угощение для усопших, чтобы почтить предков. Считалось, что так можно привлечь в дом успех и счастье на весь год. Но несмотря не языческие корни, кутья прижилась в православной кулинарной традиции и благословляется в церкви, символизируя единство живых и умерших в общем бессмертии.

Обычаи и традиции, связанные с кутьей

Название блюда имеет греческое происхождение: этим словом в Византии называли поминальное угощение из вареной пшеницы. Вместе с другими христианскими традициями обычай готовить кутью пришел к славянам, где и прижился на многие века.

Сладкая каша с медом и орехами символизирует достаток, изобилие, плодородие, здоровье и благополучие, поэтому ее ставили на стол по большим праздникам. Считалось, что чем богаче получалось блюдо (сытнее и с большим количеством добавок), тем удачнее будет год. Именно с кутьи принято начинать рождественскую трапезу и завершать тоже ею. Согласно сложившейся традиции, блюдо должны отведать все члены семьи и, помимо них, домашние животные и скот – это убережет их от болезней и подарит крепкое здоровье.

На Сочельник готовят постную кутью, ведь в это время еще продолжается пост. Для нее нельзя использовать никаких продуктов животного происхождения – ни масла, ни молока, ни сливок. В Рождество принято угощать своей кутьей родственников, живущих отдельно, друзей, соседей. Чем больше людей попробуют ее, тем больше благ это сулит в будущем. В отдельной мисочке кутью оставляют для умерших предков, которые, согласно верованиям, оберегают дом.
Кутью носят в храм, чтобы освятить ее, но если такой возможности нет, можно и самостоятельно окропить блюдо святой водой.

Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»

Помимо состава, разная кутья и по консистенции разная. Крутая кутья – коливо, внешне напоминает рассыпчатую сладкую кашу. Полужидкое блюдо называется сочиво, его принято есть ложками. Свое название этот вид кутьи получил благодаря тому, что одним из его компонентов является «сок» или постное молоко, получаемое из орехов, мака или конопли.

Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные

Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.

Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.

Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.

Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.

Рецепты кутьи

Поминальная кутья

Это блюдо – неотъемлемый атрибут поминок или праздников, где принято чтить умерших предков.

Ингредиенты:

  • стакан риса;
  • 2 стакана воды;
  • соль;
  • сахар;
  • 50 граммов изюма;
  • 2 столовые ложки меда;
  • 50 граммов цукатов или мармеладных конфет.

Рис промойте, после чего сварите из него рассыпчатую, а не клейкую кашу. Добавьте сахарный песок, соль и мед. Изюм запарьте в горячей воде на 10 минут, чтобы он стал мягким, после чего обсушите. Теперь изюм и рис можно соединить. Перед тем как подать готовую кутью на стол, ее выкладывают на тарелку горкой, украшая мармеладом или цукатами.

Рождественская кутья

Готовят в Святки, носят в церковь для освящения и угощают родственников и близких людей перед Рождеством. Рождественская кутья символизирует плодородие, богатство и благополучие в течение всего года.

Ингредиенты:

  • конфеты по вкусу (лучше мармеладные);
  • 100 граммов изюма;
  • стакан предварительно очищенной пшеницы;
  • ягодный компот (можно сварить его из сухофруктов);
  • 2 столовые ложки меда;
  • 50 граммов цукатов;
  • орехи для украшения.

Если пшеницы нет, то для кутьи подойдет и рис. Крупу залейте прохладной водой, отварите до готовности. В кашу влейте компот и хорошенько перемешайте массу: она должна получиться полужидкой, как традиционное блюдо, которое ставили на стол. От количества компота зависит консистенция блюда: если кто-то хочет крутую кутью, то достаточно совсем немного – для вкуса, если требуется жидкая, вливают один-два стакана. В последнюю очередь в кутью выложите конфеты, мед, изюм, цукаты и украсьте орехами.

Богатая кутья

Ингредиенты:

  • 4 стакана пшеничной крупы;
  • ½ стакана сахара;
  • ½ стакана нарезанной кураги;
  • ½ стакана мака;
  • ½ стакана нарезанного чернослива;
  • изюм, орехи;
  • коньяк по вкусу;
  • мед по вкусу.

Сначала отварите зерна, а мак замочите в горячей воде на несколько минут. После процедите и разотрите мак с сахарным песком. В другой посуде чернослив, изюм и курагу замочите на 20 минут (также в горячей воде). Нарезанные сухофрукты смешайте с орехами, маком и пшеницей. В самом конце добавьте немного меда и любого коньяка для вкуса.

Тонкости приготовления, хранения и сервировки кутьи

Зерна, крупу лучше отваривать в посуде с толстым дном. В тонкостенной крупа может пригореть и испортить вкус блюда.

После соединения всех составляющих кутью прогревают еще 10 минут. В идеале – в горшке из глины в духовке, но можно и в кастрюле на плите, и в мультиварке.
Густую кутью разбавляют небольшим количеством компота, воды из-под зерна или теплой воды, тогда она приобретет нужную консистенцию и не потеряет вкуса.

Если надо приготовить блюдо впрок на несколько дней вперед, изюм добавляют перед подачей к столу, так как при хранении в кутье он быстро потеряет вкус. Мед и свежие фрукты могут забродить, их тоже не рекомендуется выкладывать в кашу загодя.

Кутья – обрядовое блюдо; его готовят в Рождественский Сочельник, на Крещение и для поминовения усопших. Кутья технологически проста, да и сложных ингредиентов не требует.

Похороны. Правила поведения на похоронах и поминках. Ошибки и знаки

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни — это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.

Интересное:  Как сохранить картофель в квартире до весны

У одного человека она длинная, у другого — короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею — неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное «но»: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.

Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а-то случится и худшее.

Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.

Ритуал нужно совершить до конца для одного человека.

Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгонять «нечистую силу». Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.

Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — лучшую загробную жизнь.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.

Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.

Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…

Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее — до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.

Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.

Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делается для наведения порчи.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.

На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.

Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Похороны в Новый год — очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.

Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.

Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.

Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.

Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

На Руси в прежние времена

В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.

При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2–3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась «мертвой», и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.

В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.

Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.

Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

«Покойник один из дома вон», — говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).

Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.

На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.

Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.

На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после, так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.

Всегда надо помнить, что на похоронах или с помощью похоронной атрибутики, наводится самая тяжелая порча. Поэтому, если что-то непонятное случилось на похоронах или Вы что-то у себя подозреваете, обратитесь к опытному

мастеру. Ни в коем случае не следует избавиться от подобной порчи самостоятельно или по мнгогочисленным и бесполезным статьям в интернете.

Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.