Куда девать оставшуюся кутью после похорон

Кутья – это одно из основных ритуальных блюд на поминках, которое обязательно освящается в церкви. Иногда случается так, что после окончания поминальной трапезы кутья остаётся на столе, и у людей возникает вопрос, что же сделать с этими остатками. Священнослужители рекомендуют поминать кутьёй усопшего за завтраком, обедом и ужином – до тех пор, пока она не закончится. Если же кутьи осталось слишком много, то часть можно отдать птицам или животным. Выкидывать освящённое блюдо нельзя.

Позвоните мне

Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона

Кутья – это одно из основных ритуальных блюд на поминках, которое обязательно освящается в церкви. Иногда случается так, что после окончания поминальной трапезы кутья остаётся на столе, и у людей возникает вопрос, что же сделать с этими остатками. Священнослужители рекомендуют поминать кутьёй усопшего за завтраком, обедом и ужином – до тех пор, пока она не закончится. Если же кутьи осталось слишком много, то часть можно отдать птицам или животным. Выкидывать освящённое блюдо нельзя.

Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Она является ритуальной кашей, каждый ингредиент которой наделен особым символизмом

Кутью чаще всего подают на поминки, готовят на Старый Новый год, Крещение и Рождество в Святвечер. Кроме того, кутью готовят в Великий пост и в дни поминовения умерших предков.

Если осталась кутья: сколько хранить и куда деть остатки

73-летняя Ротару дала жару во время застолья, появились кадры: «Спасибо, что живы!»

Корейская Кардашьян выпустила на свободу из декольте роскошный бюст: «Вот они, бриллианты»

Украинка с 15-м размером Кузнецова без всякого стеснения пошалила у бассейна: «Ух, как трясутся…»

На три знака Зодиака обрушится удача с начала 2021 года: кого ждет денежный период

Оборвалась жизнь выдающегося украинца, дочь сообщила о трагедии: «Подарил сказку длиною в жизнь»

С приготовлением кутьи связано очень много примет. Хранить кутью долго не рекомендуется, желательно съесть ее в первый или второй день Рождества. Также можно угостить кутьей животных, чтобы они не болели. Срок ее хранения не более 5 дней. При этом она должна находиться в стеклянной банке в холодильнике.

Кроме того, еще издавна было принято во время Рождества оставлять немного кутьи усопшим предкам. Если осталась кутя на следующий день после Рождества, то ее замешивают с тестом и дают животным. В наши дни не у всех есть возможность скормить остатки кутьи скоту, поэтому некоторые советуют отдать ее птицам.

Также если осталась кутья, ею можно помянуть умершего при следующем завтраке, обеде или ужине, пока кутья не закончится.

Напомним, чем кутья отличается от сочива: значение ингредиентов.

С приготовлением кутьи связано очень много примет. Хранить кутью долго не рекомендуется, желательно съесть ее в первый или второй день Рождества. Также можно угостить кутьей животных, чтобы они не болели. Срок ее хранения не более 5 дней. При этом она должна находиться в стеклянной банке в холодильнике.

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Интересное:  Можно Ли На Ночь Оставить В Воде Свежие Грибы

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек.

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься.

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

Обмывают покойного в тот же час после смерти, пока полностью не остыл. Мыло, как правило, оставляют. Оно помогает во многих делах и от бед. Но надо быть осторожным, так как с помощью этого мыла можно нанести и вред другим людям.

Одевают обычно в новое, чтоб было в пору, не велико и не мало. Если нет нового одеяния, то надевают только чистое.

Нельзя надевать одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника.

Если человек еще при жизни попросил надеть него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание.

Военных обычно одевают в военное. Фронтовики просят, чтобы на них надели ордена, ведь все равно их потеряют или выкинут много лет спустя, а они заслужили их и гордятся ими. Вообще это сугубо личных вопрос семьи.

Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника. На лоб кладется венец с изображением Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. На венце – слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни. В руки следует вложить крест или икону.

Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее позаботьтесь пригласить пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду. Псалмы обычно читают, не прерываясь. Прерываются лишь во время панихиды.

Такие моления являются утешением для тех, кто скорбит о мертвом. Кроме того, следует прочитать эту молитву:
Помяни, Господи Боже, в вере и надежде живото вечногопредставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбия, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечные муки и огня геенского и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тебя, если и согрешивших, но не отступивших от Тебя, и несумненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога Тебя в Троице славимого, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, прославно, даже до последнего своего воздыхания исповеда.

Тем же милостив тому буди, и верую я же в Тя. Вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко щедр, упокой: несть бо человека иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси, кроме Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание. Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший. На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания.

Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон. Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т.д.

Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это все или нет, Вам. Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник.

Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин.

На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили.

Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника.

По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть.

Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники. Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год.

Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее!
Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Ан Тын, Хаба, Уру, Ча, Чабаш, мертвые вы духи. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите. Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков. Аминь.

Как попросить прощения у покойника при захоронении.
Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но вряд ли тот, кто это задумал и испол­нил, понимает, какой поступок он совершает. Люди привыкли думать о покойнике, как о каком-то пред­мете, который не видит, не слышит и не чувствует, а следовательно, с ним можно поступать как угодно, не неся никакой ответственности, и что любые дей­ствия с мертвым телом останутся безнаказанными. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Когда тело покойного пре­дают земле, оно обретает свое жилище, или, как говорили раньше, домовину.

Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. И только после сорока дней после кончины человека, когда его душа на­всегда покидает землю, оставленное ею тело уходит в царство духов. Покинутое, неподвижное тело гото­вится перейти в тлен. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет.

Священное место, где до Судного дня хранится плоть, которая носила в себе кровь, разум и душу, священен покой, который заслужил тот, кто поки­нул этот мир, в котором он любил, страдал, трудил­ся, переносил боль, растил детей.

О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать.

Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер.

Так вдумайтесь, следует ли нарушать мир усоп­шего, выкапывая тронутый тленом его прах, чтобы перевезти на другое, с вашей точки зрения, лучшее место. Лучшее чем?

Нельзя снова заставлять плакать душу о потрево­женном людьми теле. Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Дух мертвеца будет наказывать тех, кому в голову пришла мысль переза­хоронить гроб на элитное кладбище.
Если же все-таки это случилось, нужно обезопа­сить себя от возможной беды.

На новом месте захоронения сорок раз прочитай­те этот заговор. Читать надо, стоя в ногах могилы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего (имя). Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе мертвой живым душам вредить. Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба (имя) по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила. Ключ, замок, язык. Аминь.

Знаменуй себя крестом и произнеси молитву Чес­тному Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии гла­голящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диавола, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.
О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богороди­цею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Интересное:  Вес парного и остывшего мяса разница

От тоски по покойному.
Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите:
Не тосковать, не горевать, слез не проливать! Ночь-мать, возьмись тоску с меня снять. Как тебя рассвет уберет, так и ты сними с меня тоску. Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

После этого умойтесь и ложитесь спать. Уже на другой день вам будет легче. Так сделайте три раза, и тоска сойдет.
Как снять порчу, сделанную на похоронах.

Ночью сжигайте на угольях ладан, говоря:
Как этот ладан горит и тает, чтоб сгорела, иста­яла болезнь гробовая с рабы Божьей (имя). Аминь.

Если человек перевернул на себя кутью.
Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминаль­ную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!»

Действительно, если при похоронах у кого-нибудь падает свечка или падает кусок хлеба и стакан с водой, поставленный для покойника, прямо на колени сидящего человека, то этот человек вскоре умирает.

Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специаль­ным заговором, который я даю в этой книге.
Читают заговор до солнечного восхода:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело защищаю, Дух вызволяю, чувство обороняю. Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: — Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему. Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе. Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал. Ангел Божий, всю мою жизнь, час от часа, день ото дня, спаси, сохрани и помилуй меня. Верую во Единого Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если покойника похоронили не в обед, а после захода солнца, то ровно через семь лет будет новый гроб.
* * *
Детей до годовалого возраста не берут на похоро­ны и не кормят с поминального стола.
* * *
Если Вам на похоронах дают часть полотенца, на котором опускали в могилу гроб, не берите его. Полотенце нужно оставлять в могиле, а не раздавать людям. Тот, кто воспользуется им, будет болеть.
* * *
Иногда на поминах кто-нибудь предлагает спеть любимую песню умершего человека и все, не заду­мываясь, поют. Но давно подмечено, что поющие за поминальным столом вскоре начинают болеть, а те, у кого слабый ангел-хранитель, вообще рано уходят из жизни.
* * *
Не берите ничего взаймы в той семье, где не про­шло сорока дней помин по умершему человеку. Ина­че и у вас в том же году будет гроб.
* * *
По обычаю вокруг гроба люди сидят всю ночь. Сле­дите за тем, чтобы никто из сидящих у гроба не спал и не дремал. Иначе «наспите» еще одного покойника. Если подобное все же случилось, то это следует от­читать.
* * *
После похорон не топят баню. В этот день не сле­дует полностью мыться, достаточно вымыть лицо и руки. Особенно следует опасаться просьб чужих лю­ее помыться после похорон в вашей бане или ванне.
* * *
Часто задают вопросы по поводу помин, которые совпадают с Великим постом. Нужно знать, что помины в первую, четвертую и седьмую неделю поста делаются только постными и чужих на помины ни­когда в это время не приглашают.
* * *
Очень плохая примета, когда несущий гроб пер­вый человек выходит из квартиры спиной. Нужно об этом заранее позаботиться и предупредить тех, кто будет нести гроб, чтобы они выходили из квартиры лицом к выходу, а не спиной.
* * *
Гроб в доме не переставляют, не подыскивают ему удобное место. Заранее продумайте, где его поставить, чтобы не переносить его с места на место.
* * *
О ПОКОЙНИКАХ И ПОХОРОНАХ.
Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие заста­ет нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказы­вается, не все так просто. Порой люди исполь­зуют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно прово­дить человека в последний путь.

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Свя­того крещения, и демонов. Родные и близ­кие умирающего должны стараться молит­вой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.
В момент разлучения души с телом по­лагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную све­чу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, еек дух мой».
Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».
По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.
Не часто, но все-таки бывает, что чело­век заранее готовит себе гроб. Его, как пра­вило, хранят на чердаке. В этом случае об­ратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Рань­ше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
Обязательно снимите с умершего все се­ребряные предметы: ведь это именно тот ме­талл, который используется для борьбы с «нечистыми». Поэтому последние могут «по­тревожить» тело покойного.
Тело усопшего тотчас после смерти омы­вают. Омовение происходит в знак духов­ной чистоты и непорочности жизни умер­шего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.
Омывать тело нужно теплой, а не горя­чей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, поми­луй нас» или «Господи, помилуй».
Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют кле­енку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой — с мыль­ной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вы­тирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.
После омовения умершего одевают в но­вую светлую чистую одежду. Обязательно на­девают крест на умершего, если у него его не было.
Желательно, чтобы омовение происхо­дило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необхо­димо выкопать яму вдалеке от двора, огоро­да и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вы­лить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмы­вали покойника, делают очень сильные пор­чи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квар­тире, чтобы живущие в ней не болели.
Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни бу­дущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.
Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.
Родным и близким нельзя делать гроб.
Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду но только не сжигать их.
Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.
Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.
На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.
Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.
Увидев покойника в гробу, машиналь­но не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
Пока в доме покойник, не следует мес­ти пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).
Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.
Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгоняет «нечистую силу».
Для таких же целей можно использо­вать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника,
Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разре­шайте этого, не причиняйте себе вред.
Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.
Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — луч­шую загробную жизнь.
В течение трех дней над умершим чи­тают Псалтырь.
Псалтырь читают непрерывно над гро­бом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.
В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме нахо­дится покойник.
Бывает, что вместо подсвечника исполь­зуют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кор­еек птицу или скот.
Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху, В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ.
Следите, чтобы под покойника не поло­жили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы за­метили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.
Иногда по незнанию некоторые сердо­больные мамы кладут фотографии своих де­тей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вов­ремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.
Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто-нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начина­ет болеть.
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела прово­жающие поют песнь в честь Святой Трои­цы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто-то и на­чинает завязывать узлы на тряпках, объяс­няя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гро­бов. Хотя на уме у такого человека совер­шенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.
Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Мо­еек родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком не­обходимо заранее — до похорон.
Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.
В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священ­ник крестообразно посыпает его землей.
При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.
Бывает так, что церковь находится да­леко от дома усопшего, тогда по нему совер­шается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешитель­ную молитву и землю с панихидного стола.
Дома родственники в правую руку умер­шему кладут разрешительную молитву, на лоб — бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое — чтобы получился правильной формы крест).
Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.
По христианскому обычаю, когда чело­века хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.
Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.
Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
Если вы боитесь покойника, подержи­тесь за его ноги.
Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делают для наведения порчи.
Когда опускают гроб с телом покойно­го в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не исполь­зовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.
При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.
После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и вы­сыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.
Хоронить покойника с музыкой — не по-христиански, хоронить следует со священ­ником.
Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязатель­но сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.
Желательно, во избежание всяких не­приятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после по­хорон. Побрызгать такой водой необходи­мо и людей, которые участвовали в похорон­ной процессии.
Похороны позади, и по старому хрис­тианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы ма­ленькие дети или взрослые по неосторожно­сти не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрос­лые, и дети начинают болеть.
Во время поминок усопшему, по тради­ции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше бу­дет, если водку выльете на могилку.
Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной све­чи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.
Существует и такой вид порчи: в гро­бу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в вед­ро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем исполь­зуют для наведения порчи.
Вот еще один вид порчи, в которой при­сутствуют несовместимые вещи — смерть и цветы.

Интересное:  Через сколько можно есть маринованные грибы

Один человек дарит другому букет цве­тов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле.

Если у кого-нибудь из вас умер близ­кий или родной человек и вы по нему час­то плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.
Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шап­ку), который носил покойник, перед вход­ной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры ос­татки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.
Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто-то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А вся­кий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам, ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие тела­ми, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Свя­того.
Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоми­нание (милостыня и пожертвование на цер­ковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.
Если вам на пути встретилась похорон­ная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.
Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы — этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.
После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в го­сти.
Если берут землю для «печатания» по­койника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из-под ног.
Когда кто-нибудь умирает, постарай­тесь, чтобы при этом присутствовали толь­ко женщины.
Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умира­ющего кладут на солому.
Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.
Умершего человека не оставляйте од­ного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.
Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая на­ходилась в ведрах или кастрюлях. Ее необ­ходимо вылить, а свежей налить.
Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.
На том месте, где в доме лежал покой­ник, необходимо положить топор, чтобы боль­ше в этом доме долго не умирали.
До 40 дней не раздавайте вещей умер­шего родственникам, друзьям или знако­мым.
Ни в коем случае не надевайте на по­койника свой нательный крестик.
Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.
Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40 дней.
Нельзя, чтобы слезы капали на покой­еек. Это тяжелый груз для усопшего.
После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.
Когда из дома выносят покойника, смот­еек за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.
После выноса покойника из дома ста­рый веник следует тоже унести из дома.
Перед последним прощанием с покой­ником на кладбище, когда поднимают крыш­ку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.
Гроб с покойником, как правило, ста­вят посреди комнаты перед домашними ико­нами, обращая лицо к выходу.
Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церк­ви, то есть ежедневное поминовение во вре­мя Божественной литургии.
Ни в коем случае не слушайте тех лю­дей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в кото­рой обмывали покойника.
Если поминки (третий, девятый, соро­ковой дни, годовщина) приходятся на вре­мя Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.