Срок Службы Аккумулятора Автомобиля По Госту

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Срок службы аккумуляторов автомобильных

Незаменимый в автомобиле, пусковой аккумулятор имеет определенный срок службы. Принцип действия прибора основан на выделении энергии при электрохимической реакции. Система динамичная, процесс зависит от многих факторов. Длительность надежной работы АКБ можно продлить и сократить ее, неправильным обслуживанием. Как выбрать автомобильный аккумулятор и увеличить срок его жизни?

Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания

Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается. Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов. Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.

На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.

Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.

Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу

Каждый норматив, в том числе и ГОСТ 959-2002 на батареи аккумуляторные свинцовые разработан с учетом используемых ингредиентов и особенностей эксплуатации. В разделе «Требования по надежности» предписывается: срок годности АКБ, не залитой электролитом, 3 года, с электролитом – 12 месяцев.

Средний срок службы автомобильного аккумулятора определяется при снижении емкости от первоначальной ниже 40%. Другим основанием окончания срока эксплуатации аккумулятора считается:

  • Для обслуживаемых АКБ – 24 месяца при пробеге до 90 000 км, 12 месяцев при пробеге 150 000км или 3 000 моточасов
  • Для необслуживаемых батарей – 48 месяцев, пробеге до 100 000 км или 4 000 моточасов

Аккумуляторы в импортном исполнении должны маркироваться с добавлением буквы «Т»

Срок годности автомобильного аккумулятора

На практике рабочий цикл батареи можно разделить на 3 вида – гарантийный, реальный и регламентируемый. В течение гарантии производитель устраняет только доказанный заводской брак. Реальный срок службы при правильной эксплуатации АКБ автомобиля может быть значительно длиннее регламентируемого.

Гарантийный срок работы нового автомобильного аккумулятора составляет от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от производителя. Замечена закономерность, чем длиннее гарантия производителя, тем больше лет срок службы аккумулятора. Самый малый гарантийный период дают производители обслуживаемых АКБ. Но все заводские дефекты обнаруживаются в 6-ти месячный срок эксплуатации аккумулятора.

Реальный срок работы аккумулятора автомобиля зависит не только от пробега и наработанных моточасов.

  1. Конструктивный ресурс, заложенный в количестве активной массы, сплаве решеток, качестве электролита и соблюдения технологии. Важно, чтобы батарея поступила к покупателю «свежей».
  2. Состояние бортовой системы автомобиля, ее энергонасыщенность с превышением способности генератора и наличие токов утечки приводит к хронической недозаряженности аккумулятора, что снижает срок годности.
  3. Неисправность генератора может привести к глубокой посадке АКБ, приближая срок списания.
  4. Неправильная эксплуатация автомобиля зимой приводит к перемерзанию банок АКБ, если электролит потерял плотность. Служба аккумулятора может на этом закончиться.
  5. Содержание аккумулятора в чистоте, замеры напряжения на клеммах при ХХ и работе, проверка электролита и своевременная сетевая подзарядка продлят срок службы аккумулятора.

При неправильной эксплуатации, когда АКБ работает длительное время на заряде около 60%, или перезаряде, из-за неисправного регулятора напряжения автомобиля, происходит сульфатация, отслоение активной массы от свинцовой решетки, окисление свинца. Все это сокращает ресурс и средний срок службы аккумулятора.

Если автомобиль эксплуатируется интенсивно в режиме «такси», с короткими пробегами и длительными простоями, аккумулятор имеет низкий заряд, быстрее изнашивается. Чтобы авто проходило регламентируемый срок, необходим внимательный уход за батареей.

Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным

Срок работы аккумулятора, указанный производителем, рассчитан при условии нормальной эксплуатации автомобиля. Обычно средний АКБ работает 3-4 года работы. Рейтинговые модели могут сохранять емкость по 6-7 лет, но стоимость их гораздо выше.

Следует обратить внимание, нельзя покупать аккумулятор автомобиля впрок, без регулярной эксплуатации его емкость уменьшается, происходит саморазряд.

Считается, что созданы нормальные условия для работы АКБ, если автомобиль грамотно эксплуатируется:

  • Без экстремальных температур – защищен утеплением при простоях в зимнее время, хорошо вентилируется и контролируется летом.
  • Качественное обслуживание предполагает содержание аккумулятора в чистом отсеке, хорошо закрепленным. Регулярно измеряются нагрузки, выявляются паразитные токи, соловой блок находится под контролем.
  • Производительность генератора и емкость АКБ соразмерны, бортовые системы – компьютер, музыкальный центр, кондиционер и другие соответствуют по потреблению тока возможностям энергосистемы.

При хорошем обслуживании, критичной может быть выбранная манера езды. При коротком пробеге аккумулятор не заряжается. Если дополнительно в период простоя включена музыка, подзарядка телефона, батарея получит глубокий разряд, который повлияет на срок службы. Какой аккумулятор перенесет без последствий работу в режиме постоянного дефицита? Нет таких.

При нормальном обслуживании первые 2 года аккумулятор считают новым. С 3 года зимой нужно усилить контроль уровня заряда перед длительным простоем. Если не соблюдать технические требования, срок работы автомобильного аккумулятора можно сократить до года — полутора.

Продление срока службы аккумулятора

На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто. Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить. При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.

Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:

  • нельзя пытаться завести машину разряженной батареей;
  • если с первого раза мотор не завелся, 3 следующих попытки можно повторять с минутным интервалом;
  • облегчить зимний запуск мотора предварительным импульсом на АКБ – включением света, полностью выжатым сцеплением;
  • систематически очищать батарею, обращая внимание на вентиляционные отверстия;
  • при простое отключать всех потребителей.

Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.

Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора

Использование гелевого пускового аккумулятора уже не редкость. Отличные эксплуатационные характеристики аппарата связаны с агрегатной формой электролита. Гелевая субстанция исключает протекание, плотно облегает пластины, увеличивая выработку энергии. АКБ обладает большим циклом заряда-разряда и сроком службы 10-12 лет. Какой срок саморазряда батареи? Примерно 20% в год. Даже при глубокой разрядке АКБ сохраняет конструкции, не происходит осыпания пластин.

Однако срок годности гелевого аккумулятора будет коротким при следующих обстоятельствах:

  • в бортовой сети автомобиля напряжение больше 14,4 В;
  • если гелеобразная масса замерзнет, ее свойства не восстанавливаются, электролит чувствителен к низким температурам;
  • любое короткое замыкание испортит батарею.

Каждая зарядка аккумулятора должна быть полной, иначе происходит потеря емкости. Перечисленные недостатки и стоимость тормозят распространение гелевых автомобильных аккумуляторов.

Предлагаем познакомиться с видео уроком на тему, на сколько можно продлить срок службы аккумулятора.

Информационный сайт о накопителях энергии

Каков срок службы аккумулятора автомобиля и как его продлить?

Эксплуатация аккумуляторных батарей на автомобилях и срок их службы определяется внутренними правилами производителя и ГОСТом. Для личного транспортного средства аккумуляторная батарея будет работать настолько хорошо, насколько качественно происходит ее обслуживание. К аков срок службы аккумулятора автомобиля? Современные АКБ в среднем работают на легковых автомобилях ориентировочно до 5 лет, но правильная эксплуатация позволяет увеличить этот срок.

Негативные факторы, сокращающие эксплуатацию АКБ

Если вы вдруг обнаружили, что аккумулятор находится в разряженном состоянии, необходимо узнать причину для возможности проведения ремонта или его замены. Подробнее о том, когда менять аккумулятор автомобиля →

К причинам разрядки аккумуляторов относится множество факторов:

  • Характер езды владельца транспортного средства , простои в пробках, небольшие расстояния с частыми пусками мотора, при которых устройство полноценно не восполняет заряд, часто находится в разряженном состоянии.
  • Превышение нормы током утечки , даже во время стоянки автомобиля будет разряжаться батарея.
  • Неисправная бортовая автомобильная сеть влияет на отсутствие заряда от генератора.
  • Короткое замыкание , как смертный приговор батарее, может произойти из-за прорыва сепаратора. Замыкание происходит по причине осыпавшейся обмазки пластин на дно корпуса из-за вибрационного воздействия.
  • Коррозийные процессы , повреждающие пластины и соединительные мостики.
  • Глубокий разряд , активизирующий процесс сульфатации пластин.
  • Перезаряд аккумуляторапри подаче высокого напряжения на выводы батареи.
  • Неправильное крепление агрегата . При слабой его закрутке на поворотах может вылетать батарея, что приведет к замыканию клеммы, либо может ее сломать.
  • Экстремальные температурные условия эксплуатации .

По причине того, что батарея часто не получает необходимого заряда, в ней происходит сульфатация. Это влияет на снижение емкости и уменьшение сроков службы аккумулятора. Процессу подвержены свинцово-кислотные АКБ, на пластинах которых при выходе из строя или при хроническом недозаряде выделяется свинцовый сульфат. Для недопущения проблемы нужно знать нормы заряда аккумуляторной батареи.

Кстати, устаревшие щелочные аккумуляторы работали гораздо дольше.

Как продлить эксплуатацию аккумулятора самостоятельно?

Чтобы продлить срок службы АКБ, необходимо изучить правила эксплуатации и средний срок службы в соответствии с ГОСТом. Аккумуляторную батарею контролируют регулярно, особенно напряжение на выводах (при плюсовой температуре — 12,5 В). При недостаточном показателе напряжения необходимо ее зарядить.

Процедуру зарядки аккумулятора выполняют в несколько действий:

  1. Снять с автомобиля устройство и очистить его от загрязнений.
  2. Осмотреть состояние выводов , а при наличии окисления провести чистку наждачной бумагой.
  3. Вывернуть пробки .
  4. Проверить уровень электролита . При низком его уровне следует долить дистиллированной воды.
  5. Зарядное устройство подсоединяется с открытыми пробками и включается в сеть для зарядки.

Зарядка проводится малым током до 2 А на протяжении 14 часов, а по завершении необходимо проверить плотность электролита ареометром. Если плотность низкая, выполните коррекцию. При обратной сборке батареи проводится ее установка, крепление к автомобилю. Батарею периодически очищают в процессе эксплуатации, проводят осмотр корпуса на наличие повреждений, очищают клеммы.

Реальное время работы АКБ

Согласно ГОСТу, срок службы сурьмяной автомобильной батареи — 2 года (при пробеге не более 90 000 км), необслуживаемого аккумулятора — 4 года (пробег не более 100 000 км).

Реальный же срок службы автомобильного аккумулятора зависит от ряда факторов:

  • сезонность эксплуатации;
  • какой пробег совершен автомобилем;
  • наличие встроенной электроники, правильность ее подключения;
  • стабильность функционирования автомобильных регуляторов напряжения, генератора;
  • приоритетный режим температур эксплуатации;
  • качество обслуживания АКБ.

С учетом этих факторов можно правильно продлить срок службы аккумулятора.

Более быстрому сроку выхода из строя подвержены АКБ автомобилей с интенсивной эксплуатацией (такси, специальный транспорт, служебные автомобили и пр). Э лектроды в них изнашиваются пропорционально пробегу транспортного средства, а также нагрузку добавляет дополнительная электроника.

Сроки жизни батарей на таких авто не превышают 1,5 лет вместо указываемых производителем 4 лет . При правильном уходе за аккумулятором личного авто замену проводят не чаще одного раза в 4 года , а при нормальном вождении — гораздо реже. Продлению эксплуатации агрегата способствует его качество , в частности, дольше эксплуатируется продукция известных брендов, грамотно подобранная под определенную марку и модель автомобиля.

Интересное:  Как сделать чтобы созрел гранат

Рекомендации экспертов и опытных водителей

Можно воспользоваться множеством полезных советов экспертов и опытных автовладельцев, которые позволяют существенно увеличить работу автомобильного аккумулятора.

Приведем наиболее популярные рекомендации, которые используются на практике многими водителями:

  • не допускать использование батареи в разряженном состоянии , ни в каких ситуациях;
  • выжимать полностью сцепление , чтобы пуск двигателя был легким;
  • когда двигатель не запустился с первого раза, последующий запуск выполнять через 1 минуту ;
  • при проведении чистки батареи проверить вентиляционные отверстия на наличие грязи ;
  • перед тем, как поставить машину на стоянку, следует отключить все энергопотребители ;
  • периодически заряжать батарею специальными устройствами;
  • проверять бортовую сеть с периодическим замером напряжения на выводах аккумулятора с работающим двигателем;
  • отрегулировать работу двигателя и зажигание;
  • контролировать плотность и уровень электролита , при необходимости корректировать состояние.

В случае, когда автомобиль долгое время простаивает, желательно отсоединять клеммы. Но лучшим вариантом будет его снять, выполнить зарядку и отдельно хранить в удобном месте.

Следует отметить, что при неправильной эксплуатации самый лучший, качественный аккумулятор, независимо от указанного срока его службы, может прийти в негодность за несколько месяцев эксплуатации. Для долгой, продуктивной работы желательно учесть факторы, влияющие на быстрый износ, рекомендации специалистов. Немаловажное значение имеет и грамотный выбор изделия при покупке.

Идеальный аккумулятор для автомобиля подбирается не по признаку дорогого, мощного и надежного агрегата, а наиболее подходящий под ваш автомобиль. Грамотный выбор АКБ предполагает учитывание таких показателей, как диаметр и полярность клемм, габариты. В техническом паспорте транспортного средства указаны все параметры, нагрузки стартера при пуске двигателя. Разумным выбором станет приобретение устройства, соответствующего показателям и рекомендациям производителя транспортного средства. Не лишними будут рекомендации специалистов сервисов технического обслуживания и компаний, реализующих продукцию этого вида.

По причине того, что батарея часто не получает необходимого заряда, в ней происходит сульфатация. Это влияет на снижение емкости и уменьшение сроков службы аккумулятора. Процессу подвержены свинцово-кислотные АКБ, на пластинах которых при выходе из строя или при хроническом недозаряде выделяется свинцовый сульфат. Для недопущения проблемы нужно знать нормы заряда аккумуляторной батареи.

Сколько служит аккумулятор автомобиля

Всем водителям известно, что запуск двигателя всегда начинается с аккумулятора. Этот элемент хранит в себе небольшой запас энергии, который нужен, чтобы раскрутить стартер. Дальнейшую нагрузку затем на себя берет генератор. Большинство аккумуляторов имеют относительно малый срок службы от 3 до 5 лет. Тем не менее, находятся и те экземпляры, которые выдерживают довольно внушительное время – 10 лет. Сегодня вы узнаете, от чего зависит срок службы аккумулятора автомобиля.

Перед тем, как мы приступим к главной теме, нужно отметить, что речь сегодня пойдет про обычные кислотные батареи. Кроме того, на длительность работы АКБ влияет большое количество внешних факторов:

  1. Температура
  2. Качество работы системы подзарядки
  3. Конструкция аккумулятора
  4. Способ крепления
  5. Эксплуатация в городском режиме
  6. Токи утечки

Все это, конечно, является очень важным, но в первую очередь, необходимо учесть, что есть батареи, которые в силу своих производителей просто не могут ходить длительный срок эксплуатации. Итак, какие же аккумуляторы имеют максимальный срок службы?

Как отличить хорошую батарею

На самом деле, не сложно среди большого числа АКБ найти именно тот, который вам нужен:

  1. Есть батареи, которые успешно производят запуск двигателя на протяжении 7 лет. Узнать их можно по известному бренду, а также большой гарантии, которая обычно ограничивается 4 годами. В большинстве случаев, они являются необслуживаемыми и при правильной эксплуатации могут использоваться дольше положенного времени.
  2. Плохой аккумулятор прослужит своему владельцу не более 3 лет. Об этом можно догадаться по очень малому сроку гарантии – от 6 месяцев до 1 года.
  3. Цена не всегда является залогом хорошего качества, но если обращать внимание на известный бренд, то будьте уверены, что хороший АКБ стоит довольно дорого. Учитывайте это при выборе и покупке.

Температура использования

Большинство водителей считает, что наиболее опасным периодом является зима. На самом деле, это действительно так. Пока автомобиль стоит ночью, температура электролита опускается ниже нуля, а значит, не сможет вместить себя хороший заряд. После полного прогрева она выходит на рабочую температуру и возвращается на нормальный режим работы.

Короткие поездки могут негативно отразиться на жизни источника энергии, так как заряд не успевает накапливаться. В последствие, такой аккумулятор может быстро выйти из строя. При летней эксплуатации, таких проблем, как правило, не возникает, так как температура под капотом всегда держится на плюсовой отметке, а значит, заряд способен долго сохранять свою силу даже при длительной стоянке.

Конструкция АКБ

Под этим словом понимается его исполнение – обслуживаемый или необслуживаемый. При выборе первого нужно учитывать, что он нуждается в постоянном контроле над плотностью электролита. Это значит, что иногда вам придется добавлять дистиллированную воду. Не смотря на это, при правильном подходе, многим удается «оживить» даже «убитый» аккумулятор, а значит, есть шанс исправлять свои ошибки при эксплуатации.

Необслуживаемые аккумуляторы имеют закрытое исполнение, чтобы владельцы не нарушали заводской плотности электролита. Она правильно рассчитана, как под зимний период, так и летний. Главным плюсом такой батареи является то, что она не нуждается в каком-либо контроле и выигрывает при длительной эксплуатации.

Система пополнения энергии

Это очень важная часть электрооборудования, которая берет на себя основную нагрузку и отвечает за подзарядку аккумулятора во время работы двигателя. Состоит из генератора и реле-регулятора напряжения. При правильной работе электрической машины, срок службы аккумулятора будет номинальным, но если зарядки не будет, то через 2 очень сильных разряда можно будет смело избавляться от такого аккумулятора, так как произойдет сульфатация пластин.

Реле представляет собой микросхему, которая отвечает за сохранение напряжения при изменении числа оборотов коленчатого вала. В случае неисправности зарядка либо не поступает, либо наоборот, становится слишком высокой. Это приводит к закипанию электролита и изменению его плотности. Будет хорошо, если аккумулятор обслуживаемый, а вот другой придется выбросить.

Токовая утечка

Потреблять энергию аккумулятора могут такие устройства, как сигнализация или магнитола. Если их подключить неправильно, то будьте уверенны, что через неделю, а то и за пару дней стоянки заряд полностью опустится до нуля, что, несомненно, скажется на общем сроке эксплуатации.

При обнаружении признаков утечки (низкая скорость вращения коленчатого вала после ночной стоянки) рекомендуется сразу же устранить неисправность. Как правило, найти источник проблемы не составляет большого труда.

Способ крепления

Это еще один из самых важных факторов длительной эксплуатации АКБ. Неправильно установленный аккумулятор может стать причиной замыкания на корпус при резких маневрах на дороге. Дело в том, что при поворотах батарея может наклоняться и задевать плюсовой клеммой капот. Кроме того, крепления могут сломать совсем, а клеммы слететь.

Бывали случаи, что аккумулятор вылетал из своего места и падал прямо на вентилятор охлаждения двигателя. В конечном итоге, он получал физические повреждения, что приводило к утечке электролита.

Поездки по городу

На этом пункте можно не заострять особого внимания, хотя прочесть его стоит. Городские поездки очень быстро сокращают жизнь аккумулятору. Все очень просто. Короткие поездки подразумевают частые запуски двигателя, а значит, АКБ не успевает получить нужный заряд энергии. Таким образом, он разряжается, не успев зарядиться, что влияет на его срок эксплуатации.

За городом такой проблемы нет. Есть мнение, что за 60 километров безостановочной езды, батарея полностью восполняет свою энергию, а значит, сокращается вероятность ее скорейшего выхода из строя.

Соблюдая эти несложные рекомендации, можно легко и просто продлить жизнь своему аккумулятору. В противном случае, готовьтесь к большим финансовым затратам. Желаем удачи на дорогах!

Посмотрите! Мы подготовили для Вас видео по теме:

Перед тем, как мы приступим к главной теме, нужно отметить, что речь сегодня пойдет про обычные кислотные батареи. Кроме того, на длительность работы АКБ влияет большое количество внешних факторов:

Срок службы аккумулятора автомобиля

Применительно к служебным машинам срок службы аккумулятора автомобиля устанавливается правилами, действующими в организации и обычно привязанными к стандартам по ГОСТу. А вот то, с какой частотой нужно менять АКБ на личном транспорте, определяется его качеством и тем, как автовладелец за ним ухаживает. Обычно батарея служит от 3 до 5 лет, но иногда она успешно работает и дольше.

Автомобильная аккумуляторная батарея

Аккумулятором называют химический источник тока, состоящий из нескольких элементов питания – благодаря их объединению удаётся добиться большего напряжения. Чаще всего в АКБ применяется шесть элементов, каждый из которых выдаёт по 2.1 Вольт напряжения.

Первый свинцовый аккумулятор в середине XIX века изобрёл учёный из Франции Гастон Планте, и основа конструкции с тех осталась неизменной, несмотря на постоянное улучшение устройства.

Сейчас производятся аккумуляторы двух основных типов – малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые изготавливают из свинца и сурьмы, в них необходимо контролировать параметры электролита. Большая часть производящихся сейчас аккумуляторов относятся именно к этому типу, поскольку обладают оптимальным соотношением цены и характеристик. Вторые бывают кальциевыми или гибридными, и в таком контроле не нуждаются. Кальциевые – наиболее дорогостоящие и имеющие длительный срок службы – обычно до семи лет, гибридные работают не так долго, но тоже немало – до пяти лет. Ранее применялись также полностью обслуживаемые аккумуляторы, но теперь этот тип уже устарел и перестал использоваться, его выпуск также практически остановлен.

Технические характеристики

Рассмотрим важнейшие характеристики, которыми обладает аккумулятор:

  1. Ёмкость батареи – сколько энергии может хранить АКБ. Измеряется ёмкость в ампер/часах (А/ч). Соответственно, это означает, что если емкость аккумулятора составляет 90 А/ч, то при расходе в 1 ампер за час его энергии хватит на 90 часов. Если расход будет более высоким, к примеру, 3 ампера в час, соответственно, и срок работы до разрядки снизится до 30 часов.

Стандартная ёмкость АКБ для авто зависит в первую очередь от объёма его двигателя. Так, если установлен двигатель объёмом до 1,6 литра, рекомендуемая ёмкость составляет 55 А/ч, до 1,9 – 60 и так далее. Для грузовиков она может доходить до двухсот и даже более.

Иногда следует оставлять небольшой запас ёмкости:

  • если от автомобильного аккумулятора работает много устройств, ведь все они потребляют энергию;
  • если установлен дизель, поскольку ему необходим более мощный аккумулятор для пуска, чем бензиновому;
  • при похолодании – температура, при которой батарея имеет максимально приближенные к стандартным характеристики, составляет 20 °C; если она ниже, то при каждом градусе снижения ёмкость падает на 1 А/ч.

Вместе с тем и оставлять слишком большой запас не нужно – это может привести к недозаряду и повышенному износу стартера.

Время, в течение которого аккумулятор будет способен работать без подзарядки при нагрузке в 25 А, называют резервной ёмкостью. Желательно, чтобы оно составляло хотя бы 40-50 минут – это может потребоваться, если генератор выйдет из строя, чтобы довести автомобиль до места ремонта на мощностях аккумулятора.

  1. Заряженность – определить её точно можно лишь при помощи специальных электронных устройств, но обычно это и не нужно, поскольку примерно судить о ней можно применяя более простые методы. О степени заряженности может сказать напряжение и плотность электролита. Для батарей с жидким электролитом при полной зарядке напряжение должно равняться 12,7 В, а для гелевых 13 или чуть больше.
  2. Электродвижущая сила – измеряется при помощи вольтметра или мультиметра. На неё оказывают влияние параметры электролита – его плотность и температура. При отклонении электродвижущей силы от расчётной есть вероятность, что произошло замыкание пластин или другие подобные неполадки.
  3. Внутреннее сопротивление – собственно, сопротивление элементов аккумулятора. Возрастает при падении температуры, а также снижении заряда. Уровень сопротивления при полном заряде позволяет оценить общее состояние аккумулятора – его повышение говорит об износе.
  4. Саморазряд – частичная потеря ёмкости после полной зарядки батареи. Характерен для любого аккумулятора, но важно, чтобы он находился в пределах нормы, которая зависит от типа: к примеру, для никель-кадмиевых аккумуляторов нормальной будет считаться потеря 10% заряда за первые сутки после полной зарядки (применительно к большинству типов оценка проводится именно за первые 24 часа, потому что на них приходятся основные потери), а в литий-ионных потери должны быть на порядки меньше, и измеряются за месяцы.Быстрота саморазряда будет зависеть от температуры (при высокой ускоряется), качества материалов, технопроцесса и так далее. Если потери выше, чем должны быть, это может указывать на повреждение сепаратора – пластины, разделяющей электроды.
  5. Типоразмер и масса – весит аккумулятор для автомобиля, как правило, примерно 13-20 килограмм. Обычно его масса значится на этикетке наряду с другими важнейшими характеристиками. Что до типоразмера, то есть три основных варианта:
  • азиатский – корпус с 220-225 мм высотой, клеммы выступают за габариты;
  • европейский – высота корпуса 190 мм, клеммы располагаются в углублениях; характерен и для отечественных автомобилей;
  • американский – редко встречается, потому замену найти может быть сложно; отличается боковым расположением клемм.
Интересное:  Как заморозить сырые грузди на зиму в морозилке

Срок эксплуатации

Это время, в течение которого аккумулятор может использоваться. Чтобы вовремя определить, что он вот-вот выйдет из строя, и поменять его, необходимо регулярно проводить диагностику. При её проведении можно заметить некоторые неполадки и оперативно их устранить, что поможет увеличить длительность использования аккумулятора.

Что влияет на срок

Вот основные моменты, на которые нужно обращать внимание при проведении диагностики:

  • уровень напряжения – его проверка проводится на выводах в разомкнутой цепи (так проверяется заряженность), а также на подключенной батарее во время работы двигателя (проба заряда от генератора);
  • плотность электролита – надо проверять её в каждые 15-20 тысяч километров пробега, и при необходимости поднимать или снижать;
  • уровень электролита – как и за плотностью, за ним нужно осуществлять периодический контроль (с той же частотой);
  • состояние аккумулятора в целом – он должен содержаться чистым, клеммы не должны быть окисленными, корпус повреждённым и тому подобное.

Конечно, обслуживание аккумулятора будет различаться в зависимости от его типа. Так, если он гелевый, то жидкого электролита в нём нет, а значит и контроль уровня не осуществляется. А если аккумулятор необслуживаемый, то уровень электролита можно лишь проверять, но не менять.

Факторы, сокращающие срок службы

Чтобы эксплуатировать АКБ без проблем как можно больший срок, важно знать, с чем следует бороться и чего не допускать. Потому нужно разобрать факторы, из-за которых срок эксплуатации аккумулятора может сократиться.

Это неизбежный процесс, которому подвержен любой автомобильный источник питания, и рано или поздно, если с ним не случатся никакие неполадки, он всё равно выйдет из строя из-за коррозии и сульфатации. Производители борются с ней при помощи легирования пластин, но естественно, что так удаётся её лишь замедлить. Чтобы продлить срок службы устройства, следует очищать его от коррозии и использовать аэрозольное покрытие.

Короткое замыкание

Если в батарее произошло короткое замыкание, то остаётся лишь поменять её. К нему могут приводить такие причины, как:

  • прорыв сепаратора – часто он случается из-за того, что электролит замерзает, из-за чего коробятся пластины, которые разделяются сепаратором;
  • осыпание обмазки электродов на дно корпуса;
  • сильные вибрации при езде по бездорожью.

Чтобы снизить вероятность короткого замыкания, производители совершенствуют конструкцию пластин и применяют легирующие добавки.

Короткое замыкание характерно в первую очередь для старых аккумуляторов, если же оно случилось на новом, то налицо брак, и такое устройство можно поменять по гарантии.

Температурный режим

Экстремальные температуры как низкие, так и высокие, тоже увеличению срока эксплуатации автомашины в целом и АКБ, в частности, не способствуют. Если они слишком низкие (−30 °C и холоднее), то разряженный аккумулятор может замёрзнуть, а потому лучше забирать его домой на ночь и заряжать в это время. Если температура чрезмерно высока (+30 °C и жарче), то вода из электролита испаряется и его уровень чересчур снижается.

Нахождение в разряженном состоянии

В таком состоянии АКБ может находиться из-за разных причин, основные из них:

  • пробки – если надо часто запускать мотор, то между запусками аккумулятор может не успевать зарядиться достаточно, чтобы восполнить всю отданную в момент запуска двигателя энергию; из-за этого батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии;
  • сильный ток утечки – даже нормальной зарядки недостаточно, если батарея сильно теряет ток;
  • неисправности бортовой сети – если из строя вышел регулятор напряжения или диодный мост генератора, то аккумулятор просто не будет заряжаться.

В разряженной батарее активно идет сульфатация, которая приводит к снижению её ёмкости и сокращению срока службы устройства. Сама по себе она, как и коррозия, – процесс неминуемый, но при поддержании заряда в батарее она идёт куда медленнее.

Особенно опасен глубокий разряд, при котором кальциевые аккумуляторы навсегда теряют часть ёмкости. После нескольких глубоких разрядов они приходят в негодность.

Чрезмерный заряд

Из-за неисправности генератора на выводы аккумулятора может быть подано слишком высокое напряжение, что тоже для него вредно. Дело в том, что при повышенном напряжении начинается процесс гидролиза, то есть разложения воды на кислород и водород. В результате уровень электролита начнёт стремительно снижаться, а при оголении пластин ускорится их окисление.

Как продлить эксплуатацию

Чтобы аккумулятор продержался хотя бы средний срок службы, за ним нужно ухаживать, а ещё больше усилий придётся прилагать, если вы надеетесь, что он прослужит дольше. Вот что нужно предпринимать для этого:

  • Следите за бортовой сетью – время от времени замерять напряжение на аккумуляторных выводах при максимальной нагрузке (то есть включив двигатель, радио, обогрев и остальные приборы, питающиеся от аккумулятора). При нормальной работе напряжение будет в диапазоне от 13,5 до 14,5 В. Также следует проверять ток утечки (при этом всё оборудование, наоборот, нужно выключить). Предельное значение для него составляет 200 мА, желательно, чтобы оно не превышало 60-100 мА.
  • Отрегулируйте работу двигателя и зажигание – сильно бьют по аккумулятору проблемы с зажиганием, из-за которых автомобиль заводится не с первого раза.
  • Следите за плотностью и уровнем электролита. Плотность должна находиться в пределах 1,27-1,3 г/ см3 – верхнее значение актуально для низких температур. Уровень – не менее сантиметра над электродами. Если он ниже, то нужно добавить дистиллированной воды.
  • Время от времени полностью заряжайте аккумулятор от зарядного устройства – желательно это делать каждые два месяца. Это снизит сульфатацию и продлит срок работы.
  • При долгом простое нужно отсоединить аккумулятор от клеммы или вообще снять, после чего зарядить и оставить храниться вне машины до того, как вновь потребуется её использовать.

Зарядка аккумуляторной батареи

Если АКБ полностью разрядилась, то можно обратиться в сервис, где его зарядят как положено, вот только стоить это будет немногим дешевле, чем купить новый. Или же заняться зарядкой самостоятельно, ведь это не так и сложно. Тем более стоит научиться это делать, и потому, что время от времени имеет смысл полностью заряжать аккумулятор – даже если с ним нет проблем, это продлит срок его службы.

Можно приобрести как самое простое, в котором зарядный ток регулируется вручную, так и выбрать более сложные и автоматизированные. Стоимость в пределах от 700 до 5 000 рублей. Есть также пуско-зарядные устройства, выдающие больший ток и способные запустить двигатель при разряженном аккумуляторе. Стоить они будут дороже обычных.

Если устройство требуется, лишь чтобы проводить периодическую зарядку и при необходимости восстанавливать разряженный аккумулятор, хватит и эконом-варианта.

Разберём подготовку к зарядке по этапам:

  • Чтобы подзарядить свинцово-кислотная батарея, нужно сначала снять его или отсоединить клеммы.
  • Затем как следует почистить и протереть слабым раствором соды, чтобы нейтрализовать кислоту, которая может осесть на корпусе.
  • Если подзарядка выполняется зимой, нужно, чтобы аккумулятор сначала прогрелся, при этом ни в коем случае не следует применять горячую воду – нужно просто оставить его в комнате на несколько часов.
  • Если это возможно, то следует вывернуть пробки.
  • Проверить уровень электролита, и при необходимости добавить.
  • Присоединить ЗУ к батарее с соблюдением полярности, после чего включить.
  • Установить зарядный ток – его значение должно равняться поделенной на 10 ёмкости аккумулятора. К примеру, если он равен 70 А/ч, ток устанавливается на 7 А. Если зарядное устройство автоматическое, то оно само установит нужный уровень.

После этого пойдёт зарядка. Когда она завершится, автоматическое устройство подаст сигнал. Если же оно обычное, то определить время, когда пора заканчивать, можно по следующим признакам:

  • аккумулятор «закипает», в отверстиях виднеются пузырьки газа; после того, как появились первые пузырьки, зарядка должна длиться ещё около 2 часов;
  • прекращается рост напряжения, оно остаётся на одном уровне более часа;
  • то же самое с плотностью электролита (чтобы её измерить нужен ареометр);
  • зарядный ток составляет 1 А и менее – после достижения этого значения зарядка должна продолжаться ещё около двух часов.

Если эти признаки появились рано, это сигнал о поломке аккумулятора.

Когда зарядка заканчивается, нужно ещё раз протереть батарею раствором соды для нейтрализации кислоты, которая могла выплеснуться во время процесса. Клеммы следует зачистить мелкой наждачной бумагой и нанести консистентную смазку.

При постоянном уходе за аккумулятором и соблюдении всех описанных процедур срок его службы вполне можно значительно продлить, и вместо 3-4 лет он без проблем проработает вдвое дольше.

Если АКБ полностью разрядилась, то можно обратиться в сервис, где его зарядят как положено, вот только стоить это будет немногим дешевле, чем купить новый. Или же заняться зарядкой самостоятельно, ведь это не так и сложно. Тем более стоит научиться это делать, и потому, что время от времени имеет смысл полностью заряжать аккумулятор – даже если с ним нет проблем, это продлит срок его службы.

Средний срок службы аккумулятора автомобиля

Автомобильная аккумуляторная батарея, которая в народе называется аккумулятором, является одним из важнейших элементов в машине. Завести машину без этого элемента питания невозможно. В зависимости от типа, модели, фирмы-изготовителя и соблюдения правил эксплуатации срок службы аккумулятора автомобиля по ГОСТу может быть разным. Некоторые образцы не требуют замены в течение 10 лет, другие перестают справляться со своими обязанностями уже спустя 2−3 года.

Интересное:  Условия Хранения Рыбы В Вакуумной Упаковке

Технические характеристики

Прежде чем говорить о причинах существенного временного разброса в эксплуатации, необходимо разобраться в особенностях технического строения большинства моделей. Со времен появления первых аккумуляторных батарей серьезных изменений в принципе работы не произошло. Внутри герметичного корпуса размещаются свинцовые пластины. Их количество зависит от назначения батареи. Каждый отдел с пластиной запаян, но имеет активную поверхность.

Появление энергии обеспечивается за счет отрицательного и положительного заряда. Пластины из мелкопористого свинца заряжены отрицательно. Свинец погружен в сернокислотный электролит. Именно он и вступает во взаимодействие с активными веществами пластин. Такая химическая реакция обеспечивает выработку электрического тока. Разряжается аккумулятор из-за того, что сульфат свинца выпадет в виде осадка, но во время зарядки весь описанный процесс происходит с точностью наоборот. Это позволяет качественным аккумуляторным батареям служить много лет.

На сегодняшний день ведутся активные разработки новых моделей АКБ. Ученые стараются увеличить энергоемкость, уменьшить габариты, повысить срок использования комплектующих. Определенные успехи уже достигнуты. Для большинства современных автомобилей и для аккумуляторов, расположенных под капотом, сильные морозы не страшны. Хотя еще несколько десятилетий назад низкая температура была злейшим врагом источника энергии.

Инструкция по применению

Длительность службы во многом зависит от соблюдения правил эксплуатации. Можно приобрести батарею высочайшего качества от известного бренда, потратить немалые средства, но столкнуться с необходимостью замены уже через полгода. В ряде случаев виной всему будет выступать брак, но чаще всего причина кроется в грубых нарушениях инструкций по применению. Чтобы срок эксплуатации аккумулятора автомобиля соответствовал гарантийному или превосходил его, стоит запомнить несколько правил:

  • Переворачивать устройство категорически запрещается.
  • Исправно работающая батарея нуждается в периодическом замере уровня заряда. Лучше всего проводить периодический контроль раз в 2−3 месяца. Для получения наиболее информативной картины необходимо измерять напряжение с включенным и выключенным двигателем. Если устройство не выдает заявленные значения, стоит обратиться в сервисный центр для установления причин. Если удается выявить неполадку на раннем сроке, то можно избежать более серьезных последствий.
  • Любая модель аккумулятора теряет воду из электролита. Скорость потери может быть разной. Она зависит от качества материалов, возраста АКБ, условий эксплуатации. Проводить замер уровня воды рекомендуется раз 3−4 месяца. Ресурс аккумулятора автомобиля можно продлить, если своевременно доливать дистиллированную жидкость в нужном количестве. В качестве подсказки на устройствах расположены специальные отметки.
  • Некоторые владельцы практически не пользуются машиной в зимнее время. Если существует необходимость оставить средство передвижения в гараже на длительный срок, то стоит отсоединить клеммы. В противном случае произойдет полная разрядка АКБ, завести автомобиль будет невозможно. Кроме того, ситуация, когда уровень заряда опускается до 0, крайне негативно влияет на состояние устройства.
  • Оценить состояние батареи можно по цвету электролита. В нормальном состоянии жидкость должна быть прозрачной. Присутствие темных оттенков говорит о коротком замыкании в каких-либо банках.

Список требований не так уж и велик. При обычных погодных условиях качественного устройства должно хватать на очень длительный промежуток времени.

Типы автомобильных аккумуляторов

Срок службы во многом зависит и от типа зарядного устройства. На сегодняшний день можно столкнуться с тремя наиболее популярными видами АКБ:

  1. Свинцово-кислотные. Такие модели используются чаще других. Характеризуются высокой надежностью, низкой стоимостью, длительным периодом использования. Простота в производстве и хорошие эксплуатационные качества обеспечивают ведущие позиции свинцово-кислотным зарядным устройствам на полках магазинов.
  2. Аккумуляторы с AGM-технологией. Такая технология появилась относительно недавно. Суть современной разработки заключается в существенном сокращении количества производимого электричества. Эффективность и производительность существенно повышаются. AGM технология не получила широко распространения из-за ограничений по установке. Модели подходят для машин с системой рекуперации энергии.
  3. Гелевые батареи. Главной особенностью моделей является наличие особого геля вместо традиционных электролитов. Это обеспечивает высокую надежность и отличную отдачу тока. После зарядки емкость батареи может восстанавливаться до первоначального значения. Это позволяет выдерживать огромное количество циклов зарядки без существенной потери емкости. По статистике гелевые аккумуляторные батареи способны достигать отметки в 650 зарядок. Современные новые образцы гарантируют повышение показателей до 1000. Поскольку корпус полностью запаян, такие образцы обслуживать невозможно.

Вне зависимости от типа АКБ стоит опасаться подделок. Приобретать батареи стоит в проверенных точках продаж. Во время покупки стоит попросить у продавца все необходимые сертификаты, получить чек для возможности обмена в случае обнаружения брака.

Срок службы батареи

Каждая вещь имеет свой срок службы. Однозначно ответить на вопрос, сколько служит автомобильный аккумулятор, невозможно, т. к. существует множество факторов, которые оказывают непосредственное влияние на срок эксплуатации. Средний период работы обычной АКБ равен 5−10 годам. Стоит понимать, что цифра является очень условной, годность может быть разной. Кроме типа батареи и следования правилам эксплуатации, на длительность службы оказывают влияние и другие показатели:

  1. Известность бренда. Среди автолюбителей бытует мнение, что при покупке оригинальных запчастей от всемирно известных торговых марок высокая цена обуславливается именем производителя, а не высоким качеством. Это заблуждение. В абсолютном большинстве случаев покупка комплектующих у именитых брендов избавляет владельца от головной боли. Переплата за имя существует, но взамен потребитель получает гарантию на аккумуляторные батареи сроком на 4−5 лет. Менее надежные производители указывают гарантируемый срок обслуживания в 1−3 года.
  2. Температурный режим. Экстремально высокие и низкие температуры оказывают отрицательное действие на степень заряда АКБ. Высокая температура за окном в летний период вызывает оседание сульфата свинца. Негативные химические процессы начинают происходить при отметке на термометре в 30 — 40 о C .
  3. Исправность остальных систем в автомобиле. Какой бы бренд ни изготавливал батарею для авто, какие бы материалы ни были использованы, АКБ не может функционировать отдельно от других систем. Наибольшее влияние на состояние аккумулятора оказывает генератор. Неисправная работа этого элемента способна привести к полному разряду в очень короткий промежуток времени. Способствовать утечке тока может и неверное подключение магнитолы.

Несмотря на то, что все перечисленные проблемы характерны для любого типа батареи, срок службы для каждого вида разный. Например, кислотные разновидности могут прослужить до 7 лет. Разумеется, речь идет о качественном производителе. Гелевые АКБ отлично заводятся в мороз, не выбрасывают в окружающую среду вредные испарения, а максимальный гарантийный срок службы в большинстве случаев составляет 9−10 лет. Существенными минусом является стоимость, которая в несколько раз выше по сравнению с обычными образцами.

Увеличение срока эксплуатации

Новый качественный элемент питания — недешевое удовольствие. Потраченное время на правильное обслуживание с лихвой окупится длительной эксплуатацией и экономией. Опытные автомобилисты всегда по-разному отвечают на вопрос, сколько служит аккумулятор автомобиля, т. к. отношение к обслуживанию машины разное. Наиболее ответственные автолюбители советуют соблюдать следующие правила:

  1. За уровнем заряда необходимо следить регулярно, особенно это касается машин, которые длительное время находятся в неподвижном состоянии. Заряжать АКБ в таких случаях необходимо хотя бы 1 раз в месяц.
  2. Допускать окисления клемм не стоит. Этот процесс происходит из-за паров электролитов. Зачистить аккумулятор нетрудно, для таких целей отлично подойдет наждачная бумага. Для снижения негативного воздействия можно смазать клеммы маслом.
  3. При попытках завести автомобиль категорически запрещается крутить стартер длительное время.
  4. Важное значение имеет правильная зарядка батареи. Во-первых, категорически запрещается допускать перезаряда. Во-вторых, если подзарядка происходит в зимний период, устройству требуется длительный промежуток времени для выравнивания температуры с комнатной. Опытные мастера рекомендуют выждать не менее 6−7 часов.
  5. Сильный удар по емкости и дальнейшему сроку службы наносит полный разряд батареи. Допускать этого не стоит.
  6. Проверить уровень жидкости самостоятельно в домашних условиях крайне трудно, поэтому специалисты советуют посещать мастерскую хотя бы раз в полгода.

Не стоит забывать и о своевременной замене старого устройства. Если аккумулятор превысил гарантийный срок службы в 2 раза, то стоит задуматься о его замене.

Проверка возраста

Своевременная замена старого аккумулятора возможна только в том случае, если владелец внимательно следит и записывает все даты по замене комплектующих. Удержать в голове всю информацию просто невозможно, особенно если учесть, что качественная батарея может прослужить 5 и более лет. Кроме того, иногда автолюбители покупают подержанные машины. Доверять безоговорочно продавцу не стоит. Срок изготовления батареи можно легко проверить.

Универсальных правил по размещению даты нет. Разные фирмы производители имеют отличные от других способы маркировки. Известные западные бренды (Bosch, Berga, Balckmax, Varta и др.) имеют код длиной в 24 символа. Четвертая позиция слева обозначает год производства, а пятая и шестая указывают на месяц.

У компаний Titan Arctic и Titan позиции, обозначающие месяц и год, поменяны местами. Найти информацию о годе выпуска можно на пятой и шестой цифрах, а месяц выпуска под третьим и четвертым порядковым номером. Особую систему ввели производители аккумуляторов фирмы Bost и Atlas. При поиске года выпуска стоит обращать внимание на первую цифру. За ней можно обнаружить буквы, которые укажут на месяц производства.

Информацию о способах проверки возраста можно получить у продавца или из сети. Инструкции по эксплуатации каждой модели чаще всего находятся в свободном доступе. Обладая такой информацией можно внимательно следить за сроком использования, проводить своевременное обслуживание и замену.

  1. Известность бренда. Среди автолюбителей бытует мнение, что при покупке оригинальных запчастей от всемирно известных торговых марок высокая цена обуславливается именем производителя, а не высоким качеством. Это заблуждение. В абсолютном большинстве случаев покупка комплектующих у именитых брендов избавляет владельца от головной боли. Переплата за имя существует, но взамен потребитель получает гарантию на аккумуляторные батареи сроком на 4−5 лет. Менее надежные производители указывают гарантируемый срок обслуживания в 1−3 года.
  2. Температурный режим. Экстремально высокие и низкие температуры оказывают отрицательное действие на степень заряда АКБ. Высокая температура за окном в летний период вызывает оседание сульфата свинца. Негативные химические процессы начинают происходить при отметке на термометре в 30 — 40 о C .
  3. Исправность остальных систем в автомобиле. Какой бы бренд ни изготавливал батарею для авто, какие бы материалы ни были использованы, АКБ не может функционировать отдельно от других систем. Наибольшее влияние на состояние аккумулятора оказывает генератор. Неисправная работа этого элемента способна привести к полному разряду в очень короткий промежуток времени. Способствовать утечке тока может и неверное подключение магнитолы.